Для младших школьников нет другой альтернативы, кроме каратэ

// 2 сентября 2013 // Новости

Прочитано на сайте «Мир каратэ». См. комментарии к статье.

Каждый год в сентябре, встречая новых учеников, я думаю, что уровень их физической подготовки не может быть хуже, чем у детей в прошлом году. Оказывается, может. Прямо по Ежи Лецу: «Когда он думал, что достиг дна, снизу постучали». Российские дети слабеют год от года.

Задолго до школы родители учат своих детей писать и читать. Без этих умений в приличные школы уже не принимают. Но очень редко родители задумываются над физической подготовкой будущего школьника, наивно полагая, что уж «физ-ру» как-нибудь их ребенок освоит. Эта вера тем более странна, что родители в свое время сами ненавидели школьную физкультуру.

Отправляя в школу беспомощное в спортивном отношении чадо, родители ставят его на низшую ступень школьной иерархии. В российской школе по-прежнему «закон тайга, медведь хозяин», а значит прав тот, кто сильнее. А уроки «физ-ры» только официально оформляют неравенство детей.

Физическая культура – самый безалаберный предмет, ее результаты ни на что не влияют. Ученика не переведут в старший класс и оставят на второй год, если он отстает по математике (русскому языку, истории). На «физ-ру» это правило не распространяется. За 11 лет обучения школьник может ни разу не подтянуться на турнике и не попасть по мячу с первого раза, но ему без задержки вручат диплом об образовании. С тройкой по «физ-ре». Полная безответственность и безнаказанность позволяет оставаться учителям физкультуры самыми спокойными и безмятежными сотрудниками школы. У них всегда виноваты родители, телевизоры, компьютеры и Макдональдс. Но не они.

Школьные уроки «физ-ры» построены, как правило, по принципу: «Один делает, остальные стоят (сидят) ждут своей очереди». В российских (советских) школах так было всегда.

Исходя из вышезаявленного принципа, суммарная нагрузка каждого ученика на уроке физкультуры составляет от 30 секунд до 2 минут за урок. Именно столько времени, в лучшем случае, выполняет физические упражнения каждый ученик. Чем больше класс, тем реже до ученика дойдет очередь и тем меньше нагрузка. А за 45 минут, отведенных на урок физической культуры, надо еще собрать, успокоить и построить класс, произвести перекличку и дойти до места занятий, если они проводятся, к примеру, не в классе, а на улице. Подтвердить правильность этого тезиса может любой желающий, посмотрев занятия класса на школьном стадионе.

Учителя физкультуры не могут строить уроки иначе. Пришедший на «физ-ру» первый класс в количестве 20-30 учеников находится в состоянии неустойчивого равновесия. Любое слово или действие одного ученика является поводом для переключения внимания всего класса, дальнейшего переживания и обсуждения. Если учитель на секунду отвлечется, то ему потом придется 5-6 минут собирать учеников и концентрировать их внимание.

Даже если темой уроков являются подвижные игры, занимающие весьма незначительное время в утвержденной школьной программе, то большинство учеников все равно останется не у дел. На таких уроках лидерство захватывают самые подготовленные («отдай мяч», «пас», «уйди, мешаешь»), остальные играют роль статистов. Подобная практика отвращает большинство детей от занятия спортом. В старших классах неприязнь к «физ-ре» перерастает в ненависть, особенно если ребенок имеет лишний вес или небольшой рост.

Родители должны понять, что физической подготовкой ребенок должен заниматься не в школе, а в спортивной секции. И отдать его туда необходимо как можно раньше.

Самым идеальным спортом для дошкольников и младших школьников является каратэ:

1. Численность занимающихся в группах начинающих не превышает 10 человек. Отработка кихона (базовой техники) предполагает одновременную работу всех членов группы, а значит, ребенок будет трудиться все отведенное время, от первой минуты тренировки до последней. Почувствуйте разницу между 60 минутами и 30 секундами (см. выше).

2. В секции по другим видам детей принимают с 8-10 лет, когда ребенка уже надо уговаривать заниматься спортом. А 7-летние каратисты участвуют в соревнованиях по ката, имея в активе минимум два года упорных занятий.

Возраст занижен в примере с каратэ. Если 7-летний уже участвует в турнирах, скорее всего, до юношеского возраста он в спорте не дотянет. Оптимальное время начала соревнований – 8-9 лет. А лет до 7-8 нужно заниматься только ОФП. Ну и потом, про другие виды спорта: а как же гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание, акробатика и др. сложнокоординационные виды? Туда в 8-10 лет уже поздно идти.

3. В государственных ДЮСШ от ребенка потребуют результатов и в перспективе отречения от учебы, карьеры, личной жизни. Большинство тренеров по каратэ работают в частно-общественных организациях. А значит, Вас всегда ждут. Можно сделать перерыв на учебу, отпуск родителей, лечение, каникулы, а потом вернуться. В других видах спорта такое невозможно.

Этот пункт – полное враньё, либо глуочайшее заблуждение на основе мифов про отечественный спорт. В этом можно убедиться на примере хотя бы КДЮСШ «Спартак»; как отделения каратэ, так и других видов спорта – настольного тенниса, акробатического рок-н-ролла, хоккея на траве и спортивных танцев. Многие преподаватели и выпускники КДЮСШ имеют по несколько высших образований, есть даже кандидаты наук и успешные предприниматели.

Ставить вопрос ребром: «или спорт – или учёба» – это маразм. Никогда не приходила мысль, что можно успешно всё совмещать? Подмечено, что те, кто серьёзно и дисциплинированно занимаются каратэ, лучше учатся, т.к. дисциплина проявляется во всем. Кроме того, каратэ учит быстро и безошибочно думать. Отличники в школе – отличники и в спорте. Высококвалифицированному тренеру- преподавателю дебилы в группе не нужны; и он первый заинтересован в том, чтобы его ученики хорошо учились в общеобразовательной школе, много читали, развивались всесторонне, совершенствовались умственно и духовно-нравственно. Видимо, автор забыл, как еще с советских времен тренеры обязательно проверяли школьные дневники своих воспитанников.

Да и чисто теоретически как можно потребовать отречения от карьеры и личной жизни, если в ДЮСШ учатся до 18 лет? ))) Выполняют норматив МС и КМС и переходят на этапы СС и ВСМ единицы, но и они успешно строят свою жизнь, не связывая (или связывая) её с выбранном видом спорта. Это личное дело каждого.

4. Занятия каратэ не влияют на рост ребенка (как в гимнастике и всех видах борьбы), мышечную массу для девочек (как в легкой и тяжелой атлетике) и умственные способности (бокс, нокаут единоборства).

Влияют, и в положительную сторону. При грамотном планировании можно увеличить и рост и скорректировать массу (как в плюс, так и в минус). Про умственные способности см. выше. Конечно, никто не застрахован от травм, но это сложный вопрос. Статистика травм говорит в пользу каратэ, и не в пользу игровых и экстремальных видов спорта. И это еще один повод, чтобы отдать чадо именно в каратэ.

5. Прикладной эффект каратэ несравним с другими видами спорта. Начав заниматься каратэ за год-два до школы, ребенок придет в первый класс с хорошо поставленным ударом (шутка, в которой только доля шутки, остальное правда). Навыки самообороны и независимость характера позволят ребенку занять маскимально высокое место в неформальной школьной иерархии.

Спорный момент. Не будем углубляться.

Оптимальный объем тренировочных нагрузок для дошкольников и младших школьников, по мнению автора, должен составлять 3 тренировки в неделю по часу каждая. Это идеальный вариант, позволяющий сохранить эффект тренированности. Через полгода, год занятий среди начинающих ребенок перейдет в спортивную группу, начнет сдавать экзамены на цветные пояса и выступать на соревнованиях. Если захочет.

Полгода-год – слишком рано в большинстве случаев; учитывая то, что автор сам написал в первом абзаце.

Или будет заниматься для себя и мамы.

Скорее, папы :)

p.s. Добавлю про потребность в духовно-нравственном совершенствовании, что дают только единоборства. Получение прикладных навыков накладывает дополнительную ответственность на учителя и его учеников, ведь он по сути, вкладывает в их руки оружие. Поэтому мастер должен быть высоконравственным человеком, неспособным на подлый, низкий поступок, на применение своего оружия в отношении малых и слабых мира сего. И на Руси (Илья Муромец, Александр Невский, Александр Пересвет, Андрей Ослябя, а также участники всех Отечественных войн), и на Востоке (Шаолинь-сы)  воины становились монахами и наоборот. Стяжание скромности, терпения, аскетизма, искренности, порядочности, чести, уважения всегда было  уделом боевых искусств и единоборств. Чего не скажешь о художественно-показательных и популярных игровых видах спорта. Хотя везде бывают исключения.

Комментарии старшего тренера-преподавателя Клуба.

оригинал статьи - http://www.karateworld.ru/index1.php?id=3107

Comments are closed.